Как Бергман основал хоррор-слешеры

Ингмар Бергман — режиссер, чье имя ассоциируется с кино как с искусством размышлений: экзистенциальные вопросы, религиозные конфликты и холодные пейзажи Швеции. Но когда в 1960 году он выпустил "Девичий источник", даже самые преданные поклонники остались в шоке. В центре фильма - трагическая судьба молодой девушки Карин, жестоко изнасилованной и убитой по дороге в церковь, и история о мести её отца. Картина стала объектом жесткой цензуры, вызвала споры о границах искусства и повлияла на жанры, с которыми Бергмана редко связывают. Как же автор тончайших психологических драм пришел к фильму, который шведская пресса называла «варварским»?
"Девичий источник" возник в разгар поисков Бергманом новых форм выражения. Его вдохновили японские "Ворота Расёмон" Акиры Куросавы, выпущенные за 10 лет до этого. "Расёмон" исследовал природу правды и субъективности через пересечение различных точек зрения на одно и то же преступление. Бергман взял оттуда атмосферу исторического фольклора и перенес акцент на вину, месть и религию. Но шведская версия вышла мрачнее и жестче, словно Куросава рассказывал историю, а Бергман написал трагический эпилог.

Сюжет "Девичьего источника" уходит корнями в скандинавскую балладу XIII века. Эта история существовала в различных вариантах, но Бергман сделал несколько ключевых изменений. Он акцентировал внимание на противоречии между языческими и христианскими ценностями, воплощенными в фигуре отца, Тора, и его слуги Ингери, которая молится древнему богу Одину. Тор мстит убийцам дочери с холодной, почти ритуальной жестокостью, что заставляет зрителей задаться вопросом: как далеко может зайти человек в поисках справедливости? Это особенно важно, если учитывать, что в конце появляется символический источник, который намекает на божественное прощение и искупление.

Фильм Бергмана запомнился не только своими темами. "Девичий источник" стал объектом цензуры во многих странах. В Великобритании BBFC (Британский совет по классификации фильмов) счел сцены насилия неприемлемыми для зрителей. Это редкий случай, когда артхаусное кино подверглось той же цензурной политике, что и эксплуатационные фильмы категории B. Запрет действовал до самого 2008 года!

И вот здесь мы подходим к самому неожиданному моменту в истории фильма. "Девичий источник" вдохновил Уэса Крэйвена на создание "Последнего дома слева" (1972), культового триллера, который считается началом жанра слэшеров. Сюжет Крэйвена практически идентичен: девушка становится жертвой насилия, после чего ее родители мстят убийцам. Разница в том, что Крэйвен убрал философскую глубину Бергмана и заменил её на откровенную жестокость, направленную на шокирование зрителя. Сам Бергман, скорее всего, не был бы рад такому "наследию".

Критическая реакция на “Девичий источник” была неоднозначной. Европейские кинокритики отмечали его мощный символизм, сравнивая с картинами Иеронима Босха за мрачную религиозность. Французская критика во главе с журналом Cahiers du Cinéma видела в фильме конфликт старого и нового мировоззрения. Однако в США и Великобритании, где темы насилия и сексуальности в кино воспринимались иначе, фильм обвиняли в "эксплуатации трагедии". Даже среди шведских критиков были те, кто считал, что Бергман "перешел грань" между искусством и эксплуатацией.
Бергман не был новичком в этических дилеммах. Его фильм "Персона" (1966) с откровенной сексуальной символикой и намеками на скрытые желания вызвал не меньше споров. В "Сквозь тусклое стекло" (1961) он исследует религиозное безумие героини, критикуя догматизм веры. Но если большинство его фильмов работают на уровне метафор, "Девичий источник" бьет по зрителю прямолинейностью. Это делает его чем-то вроде аномалии в творчестве Бергмана, но в то же время подчеркивает его способность исследовать разные грани человеческой природы.

Нельзя забывать и визуальный стиль картины. Бергман работает с оператором Свеном Нюквистом, создавая кадры, которые напоминают живопись эпохи Возрождения. Строгая симметрия, тени и свет, акцент на текстурах делают фильм не просто драмой, но визуальной одой средневековью. Этот контраст между эстетикой и жестокостью усиливает воздействие картины.

"Девичий источник" - не только история мести, но и размышление о природе веры, морали и человеческой слабости. Он показывает, как легко человек превращается в инструмент ярости, даже когда мотивы кажутся благородными. Сегодня этот фильм служит и напоминанием о том, что искусство не обязано быть удобным.
Made on
Tilda