Маленькие убийства. Циничная комедия о разрушении Американской мечты

В истории кино есть фильмы, которые обречены оставаться в тени, несмотря на звездный актерский состав и глубокий смысл. Маленькие убийства (1971) — один из таких случаев. Это мрачная сатирическая комедия, режиссерский дебют Алана Аркина, которая высмеивает американскую реальность с беспощадной точностью.
Альфред (Эллиотт Гулд) — апатичный житель Нью-Йорка, который выбирает безразличие как способ выживания в мире, полном хаоса. Его жизнь меняется, когда он встречает Пэтси (Марша Родд) — неисправимую оптимистку, которая улыбается даже в ответ на постоянные преследования, сексуальные домогательства и разграбленную квартиру. Видя в Альфреде «проект» для исправления, она решает сделать из него человека, способного чувствовать.

Она знакомит его со своей эксцентричной семьей: властным отцом (Винсент Гардения), матерью-домохозяйкой (Элизабет Уилсон) и слегка безумным младшим братом (Джон Коркес). Затем следует свадьба, но, когда Пэтси понимает, что все ее усилия не смогли пробудить в Альфреде эмоции, она сдается и сама впадает в апатию. «Я вышла за тебя замуж, потому что хотела слепить мужчину, которого смогу любить», — признается она, добавляя: «Целовать тебя — это как целовать белый хлеб». Эти слова наконец-то заставляют Альфреда осознать, что Пэтси — это единственное настоящее, за которое стоит бороться. Но счастье оказывается недолгим.

Сценарий Жюля Файфера, основанный на его собственной пьесе, показывает Америку в состоянии морального разложения. Город утонул в агрессии: снайперы беспорядочно расстреливают людей, а общество теряет веру в институты власти. Но фильм не только о буквальных убийствах — он фиксирует смерть куда менее осязаемых вещей: душевного спокойствия, безопасности, доверия к закону и даже веры в саму ткань общества. В новом мире зрителю не позволено оставаться пассивным наблюдателем: он либо становится жертвой, либо погружается в грязь вместе с остальными.

Фильм был слишком циничным даже для 1971 года, но с годами его острота только усилилась. Его смесь мрачных прозрений и еще более мрачного юмора остается труднопереносимой для массового зрителя и по сей день.
Хотя Гулд и Родд создают запоминающийся дуэт, настоящие звездные моменты принадлежат эпизодическим персонажам. Лу Якоби исполняет роль судьи, который с гневом обрушивается на пару за их безразличие к Богу, выкрикивая философские тирады о жестокости жизни. Дональд Сазерленд появляется в роли священника, соглашающегося поженить их без упоминания религии, но затем спокойно предрекающего, что их брак обречен. Сам Алан Аркин играет детектива, которого растущее число нераскрытых убийств доводит до безумия. Его истерическая игра усиливает комедийную абсурдность картины, делая фильм еще более гротескным.

Маленькие убийства предупреждает, что бросать вызов системе опасно, если ты не готов к тому, что она рухнет. Отец Пэтси — человек, который верит в власть и порядок, но, увидев их беспомощность, превращается в настоящего фанатика. «Нужно построить стену вокруг города, а каждый, кто хочет выйти из своего квартала, должен получить пропуск, подстричься и перестать ругаться», — заявляет он. Не получив порядок, которого жаждал, он с радостью погружается в хаос. Жизнь — это баланс между структурой и хаосом, но персонажи фильма решают отказаться от него отказаться.

Маленькие убийства — это уникальная смесь черного юмора, абсурда и жестокой социальной сатиры. В 1971 году этот фильм был слишком резким, но сегодня он выглядит почти пророческим. Несмотря на блестящую игру актеров и мощное послание, он так и не нашел широкой аудитории. Возможно, потому что смотреть в лицо реальности, даже сквозь призму юмора, — слишком болезненно для большинства зрителей.
Made on
Tilda