К 2021 году Верховену уже за 80, но его неизменный интерес к темам секса и власти никуда не делся. Искушение — фильм, основанный на реальных событиях, но поставленный так, что он больше напоминает стилизованную фантазию, чем серьезное исследование религиозного экстаза. В центре истории — монахиня Бенедетта, живущая в эпоху Средневековья, которая утверждает, что испытывает мистические видения, и в то же время вступает в сексуальную связь с другой монахиней.
Картина вызывает много вопросов. Верховен исследует религию как систему контроля над человеческой природой. Ему всегда были интересны границы между властью и верой, а также способ, которым религиозные догмы используются для подавления человеческих желаний. Все это хорошо, но сцены эротических видений, обилие откровенных моментов и общая стилистика фильма оставляют впечатление, что перед нами не столько философская работа, сколько ещё одна провокация, а может, и просто влажная фантазия пожилого режиссера.
Фильм был тепло принят критиками, но вызвал резонанс у зрителей. Многие восприняли его как очередное подтверждение того, что Верховен просто не может снять кино без пошлятины, а его исследование религиозного экстаза — лишь предлог для очередных визуально эффектных сцен секса. Здесь Верховен уже не шокирует так, как в Основном инстинкте, но его творческий почерк становится слишком предсказуемым: снова история о женщине, которая балансирует между духовностью и сексуальностью, снова размытая грань между манипуляцией и искусством.
Верховен остается фигурой, вызывающей одновременно восхищение и недоумение. Его фильмы, даже будучи спорными, обладают несомненной культурной значимостью: они задают тон в жанровом кино, становятся объектами глубокого анализа, а порой и неожиданного переосмысления. Но, похоже, сам режиссер с годами все меньше заботится о тонкости подачи и все больше увлекается провокацией. Его ранние работы сочетали сатиру с эффектной визуальной формой, заставляя зрителя не только наслаждаться зрелищем, но и задумываться. Однако поздние фильмы вызывают ощущение самоповтора, где темы власти, сексуальности и насилия перекраиваются по уже знакомым лекалам. Возможно, Верховен — не столько выдающийся режиссер, сколько человек, научившийся ловко управлять зрительским восприятием. Останется ли его наследие в истории кино как пример гениальной сатиры или просто как коллекция скандальных фильмов — вопрос, на который ответит лишь время.