Какие страхи исследует техно-хоррор? История жанра на примере восьми картин

По мере своего развития, технологии все больше интегрируются в нашу жизнь, и хоть они делают ее удобнее и приятнее, страх перед чем-то новым и непонятным лишь растет, и скорее всего, вполне обоснованно. Технохоррор — поджанр, возникший в 1960-ые годы как реакция общества на бурное развитие технологий. На поверхности - это фильмы о роботах убийцах, одержимых машинах и призраках внутри видеокассет. Но, конечно, если присмотреться ближе, мы увидим целых пласт более глубоких социальных проблем. Неприкосновенность частной жизни, свобода, индивидуальность, неравномерное распределение богатства и культ потребления - лишь некоторые из них.

Давайте заглянем в историю этого жанра через призму некоторых из наиболее известных его примеров, и проследим, какие социально значимые проблемы в них затрагивались.

Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (1963)

Фильм, который с трудом можно отнести даже к жанру ужаса, тем не менее, имеет много общего с поджанром технохоррор, ведь он отражает один из глубочайших страхов всего человечества - быть уничтоженным самой могущественной из существующих технологий. Фильм был выпущен всего через два года после Карибского кризиса, прямого противостояния двух мировых сверхдержав, которое привело к беспрецедентной угрозе ядерной войны. Сам Кубрик страдал от сильного беспокойства по поводу ядерного уничтожения, хотя и сумел превратить свои чувства и чувства всего мира в довольно веселое зрелище, используя методы психологического дистанцирования. Абсурдность и сатирический юмор позволили зрителю взглянуть на идею ядерной войны в какой-то степени, отстраненно, сделав ее менее реальной для нашего сознания.

Полуночное кружево (1960)

В противовес всеобщему страху полного уничтожения, выраженного в "Докторе Стрейнджлав", в "Полуночном кружеве" выражен очень личный страх быть убитым в собственном доме, что, однако, может случиться с каждым из нас. История повествует о Кит Престон, богатой американке, живущей в Лондоне, которую кто-то терроризирует телефонными звонками с угрозами. Похоже, что загадочный преследователь знает все о ее жизни и передвижениях. Несмотря на ее опасения, полиция не может найти никаких доказательств существования сталкера, а собственный муж Кит все больше подозревает наличие у нее психического расстройства. В последствии, телефон, как инструмент внушения страха стал классикой техно-хоррора.

Фильм исследует и то, как технологии могут вмешиваться в нашу личную жизнь, и то, какое психологическое воздействие они имеют на человеческий разум. Растущая паранойя и изоляция Кит, подогреваемые постоянной угрозой со стороны сталкера, являются пугающим примером того, как технологии могут использоваться для манипулирования людьми.

Видеодром (1982)

Классический фильм Дэвида Кроненберга «Видеодром» (1982) рассказывает историю Макса Ренна, телевизионного продюсера, который обнаруживает программу снафф-фильмов под названием «Видеодром». Бессюжетное и малобюджетное шоу полностью поглощает героя и превращает его жизнь в кошмар наяву. По своей сути «Видеодром» представляет собой комментарий о способности электронных медиа формировать наше восприятие реальности и об опасностях нерегулируемого распространения информации. В фильме медиакорпорации изображены как безликие организации без моральных ориентиров, готовые транслировать жестокий и бесчеловечный контент в погоне за прибылью и властью. На основе опыта Макса фильм показывает, что потребление электронных медиа может оказать глубокое влияние на наше физическое и психологическое здоровье, и что грань между реальностью и вымыслом может становиться все более размытой по мере того, как мы все больше погружаемся в навязанный нам контент.

Пульс (2001)

Считалось, и возможно, считается до сих пор, что интернет, как совершенно уникальная технология, заменившая все средства связи и распространения информации, призвана объединить самых разных людей. Социальные сети - сблизить друзей и родственников, онлайн форумы - людей со схожими интересами. Но свойства, призванные объединять, часто играют противоположную роль, заставляя людей чувствовать себя все более одинокими.

Техно-хоррор режиссера Киёси Куросавы 2001 года «Пульс» исследует темы неизвестности, печали и одиночества, которые приносит нам интернет с его бесконечно холодной пустынной атмосферой. Сквозь нарратив "Пульса", Куросава намекает, что интернет не способен ни излечить одиночество, ни заменить человеческую связь.

Два главных героя, Мичи и Рёске, изо всех сил пытаются найти выход из полуразрушенного Токио, где одинокие люди один за другим совершают самоубийство или исчезают во тьме из-за призраков, которые распространяются через глобальную сеть.

Убрать из друзей (2015)

Действие фильма полностью происходит на экране компьютера. "Убрать из друзей" в основном исследует темы киберзапугивания, мести, вины и вторжения в частную жизнь. Сюжет вращается вокруг группы друзей, которых преследует и мучает неизвестная сущность, и по мере развития сюжета выясняется, что она получила доступ к их личной информации и онлайн-аккаунтам. Картина выходит за рамки техники found footage и паранормальщины цифровой эпохи. Вместо этого фильм проливает свет на то, как злоупотребление властью, подаренной нам технологиями, может привести к трагическим событиям.

Из машины (2014)

А вот "Из Машины" Алекса Гарланда не показывает нам какой-то другой взгляд на технологии, а скорее позволяет с другой стороны взглянуть на самих себя. Гипотеза о том, что однажды ИИ восстанет против человечества, захватит власть и поработит всех нас, циркулирует уже давно. А представление о том, что роботы - холодные и безжалостные существа увековечено в фильмах.

В "Из Машины" Гарланду удается разрушить концепцию того, что человек - самый нравственно честный вид. Его главный герой, Натан нарушает базовые основы морали на протяжении всего фильма. Использует тотальную слежку для достижения своих планов, манипулирует созданными им существами и другими людьми. Фильм позволяет нам проследить, как моральный компас человека управляется и формируется властью, находящейся в его распоряжении.

Черное зеркало. Бандерснэтч (2018)

Эпизод “Черного зеркала”, вышедший в 2018 году наделал много шума, ведь он был одним из первых действительно интерактивных фильмов, где зритель мог влиять на развитие сюжета. История сосредоточена вокруг молодого программиста по имени Стефан, который создает видеоигру по мотивам одного фантастического романа. По мере его все большей одержимости игрой, падает его уверенность в собственном здравом уме и реальности всей ситуации. Фильм исследует опасности технологического прогресса, через призму действий главного героя, которые становятся все более ужасающими по мере его погружения в разрабатываемую игру. Уникальный формат позволил довольно глубоко погрузиться в темы восприятия реальности и психического здоровья, а также исследовать природу свободы воли и того, насколько наш выбор действительно формирует нашу жизнь.

В чужой шкуре (2020)

Еще один фильм о потере контроля над реальностью, и отчаянных попытках сохранить собственное Я в мире футуристичных технологий. Корпоративный киллер Тася Вос использует имланты, чтобы контролировать тела других людей, и совершать таким образом убийства. Но один из ее "заказов" так сильно сопротивляется, что Тася перестает понимать, кто она сама. Хотя мы еще не в будущем, где наш разум контролируется с помощью вживляемых имплантов, нельзя утверждать, что такой технологии не существует в других формах. Сейчас смартфоны, социальные сети и весь интернет, с помощью неконтролируемого потока манипулятивной информации в большой степени, определяют то, кем мы являемся, и то, кем хотим казаться.
Made on
Tilda